On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
moderator


Сообщение: 184
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 08:39. Заголовок: О ГНЕВЕ И РАДОСТИ


Ходил по форумам. И нашел интересное сообщение:

"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения. (ДОБРОТОЛЮБИЕ, Том первый, СВЯТОЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, §150)

Из именуемого - иного нет, но сказано в Писании; другое есть, но не сказано; а иного нет, и не сказано, другое же есть, и сказано. Потребуешь у меня на это доказательств? - готов представить По Писанию, Бог спит (Пс.43:24), пробуждается (Дан.9:14), гневается (Втор.11:17), ходит и престолом имеет херувимов (Ис.37:16). Но когда Он имел немощи? И слыхал ли ты, что Бог есть тело? Здесь представлено то, чего нет. Ибо, соразмеряясь со своим понятием, и Божие назвали мы именами, взятыми с себя самих. Когда Бог, по причинам Ему самому известным, прекращает свое попечение и как бы не заботится о нас; это значит - Он спит; потому что наш сон есть подобная бездейственность и беспечность. Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, значит - Он пробуждается, потому что пробуждение есть минование сна, также как внимательное воззрение есть минование отвращения. Он наказывает; а мы сделали из этого - гневается; потому что у нас наказание бывает по гневу. Он действует то здесь, то там; а по-нашему - Он ходит; потому что хождение есть поступление от одного к другому. Он упокоивается и как бы обитает во святых Силах, мы назвали это сидением и сидением на престоле, что также свойственно нам. А Божество ни в чем так не упокоивается, как во Святых. (Святитель Григорий Богослов, Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе)

В самом гневе отеческой побуждаем любовью, словно бы сомневается, каким образом предать казни заблудшего:хотя иудей и достоин того, но Бог еще рассуждает с Собой. Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? — два города, которые по близости от Содома, равной подлежали гибели. Повернулось, — говорит, — во мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя. Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема.

Не видим ли, что Господь Иисус гневается на нас, согрешающих, для того, чтобы страхом гнева Своего обратить нас? Поэтому гнев Его есть больше действие решения, нежели исполнения мщения, как сам Господь говорит:оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы. Ожидает стонов наших временных, чтобы избавить от вечных: ожидает слез наших, чтобы излить Свое милосердие. Так в Евангелии, побужден будучи слезами некоей вдовы, воскресил сына ее. Ожидает нашего обращения, чтобы и Самому обратиться от гнева к подаянию благодати, которая в нас всегда бы пребывала, если бы мы не падали. Но поскольку мы нашими грехами навлекаем на себя гнев, то огорчается, чтобы мы смирились и, смиряясь, достойны были более помилования, нежели казни. (Амвросий Медиоланский. О покаянии две книги)

Блажен человек, который нелегко предается гневу или приходит в раздражение. В ком нет духа гневливости, тот не преогорчает Духа Святаго; таковой всеми прославляем, восхваляется ангелами, любезен Христу; у него и тело и душа всегда здравы. А кем обладает дух гневливости, тот часто сердится из ничего. И подлинно беден и окаянен, кто не владеет собою в подобных вещах. Гневающийся убивает душу свою. Как всех благ и всех добродетелей выше любовь; так всякого греха тяжелее - ненавидеть брата. Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти. Кто лишает наемника мзды, и кто ненавидит брата своего, те будут тяжко осуждены вместе с убийцами. (Преподобный Ефрем Сирин. Слово душеполезное)

9. О негневливости
Блажен человек, который не легко приходить в гнев, или в раздражение. Он всегда бывает в мире. Прогоняя от себя духа раздражительности и гневливости, он далек от войны и мятежа, всегда спокоен духом и весел лицом. Кто не скоро приходит в гнев и не трогается пустым словом, тот делатель правды и истины. Он без труда сдерживает страждущих говорливостью и обходится с ними терпеливо. Он не делает обиды; с ним не встречаются немощи; он не радуется ссорам; потому что ко всем изъявляет любовь. Негневливый не любит споров, но всегда здрав он умом, любит мир, вселяется в долготерпении. Кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, тот делается обителью Духа Святаго. В ком нет вспыльчивости, тот не преогорчавает Духа Святаго. Он может быть и кротким, может иметь и любовь, и терпение, и смирение. Негневливый украшается всяким добрым делом и возлюблен Христу. Посему подлинно тот трекратно блажен, кто постоянно отгоняет от себя духа гнева и раздражительности; потому что у него всегда здравы и тело, и душа, и ум. (Преподобный Ефрем Сирин. Слово о добродетелях и пороках)

LXXII. Итак, мы говорим о «гневе» Божием, но отнюдь не считаем его страстным чувством (πάθος). Это, скорее, более суровый образ действия, применяемый Богом в целях исправления людей, совершивших более или менее тяжкие преступления. А что, действительно, так называемый гнев (όργή) Божий и так называемая ярость (θυμός) Его являются воспитательными средствами (παιδεύει) — о каких именно говорит Писание — все это явствует из слов шестого Псалма, где говорится: Господи! Не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня974. А также и из слов, приводимых у Иеремии: Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня975. И если кто прочтет Вторую Книгу Царств, то и там найдет, что гнев Божий побудил Давида исчислить народ976; а в Первой Книге Паралипоменон такое же действие приписывает дьяволу977. По сличении только этих двух мест между собой и то всякому будет ясно, в каком именно смысле нужно понимать слово гнев. Апостол Павел говорит, что все люди были сынами гнева (Божия), выражаясь буквально так: и были по природе чадами гнева, как и прочие978.

Гнев в Боге отнюдь не страстное чувство: его каждый человек навлекает на себя своими же грехами. Такое понимание вытекает из слов того же Павла, который говорит: Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога979. Каким же образом каждый может навлекать на себя гнев в день гнева, если под гневом нужно расть гнева служить воспитательным средством? И Писание, дающее нам наставление — никогда не гневатьсяразуметь страсть? Как может ст980 и представляющее в Псалме тридцать шестом такое повеление: Перестань гневаться, и оставь ярость981, и говорящее устами Павла: вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие982, — конечно, самому Богу не приписывало той страсти, от которой желает освободить нас. Слова Писания о гневе Божием несомненно нужно понимать в переносном смысле. Это ясно из тех слов Писания, где Богу приписывается сон, от которого, желая как бы возбудить Бога, пророк выражается: Восстань, что спишь, Господи,983 и дальше: как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином984. Если слово сон таким образом обозначает совсем не то, что нужно понимать под ним в обыденном смысле этого слова, то почему же и выражение гнев нельзя перетолковать подобным же образом?

Угрозы, далее, — это собственно обозначение тех наказаний, которые уготованы нечестивым людям. Подобным образом и по отношению к врачу, например, мы говорим в тех случаях, когда он обращается к своему больному с такими словами: вот я изрублю тебя, сожгу, если ты не будешь следовать моим предписаниям, если ты не будешь выполнять того-то и того-то и не будешь вести себя так-то и так-то. Вообще, мы не приписываем Богу никаких человеческих страстных порывов (πάθη), мы не имеем о Нем никаких нечестивых мнений; мы далеко не заблуждаемся, коль скоро все подобные места Писания подвергаем тщательному исследованию и путем сопоставления их между собой толкуем их указанным выше способом. И те лица, которые у нас премудро (συνετώς) выполняют обязанности учителей слова (πρεσβεύουσι τού λόγου), имеют в виду исключительно только то, как бы устранить по возможности простоту неведения (εύηθείας) у своих слушателей и сделать их разумными. (Ориген, ПРОТИВ ЦЕЛЬСА, КНИГА ЧЕТВЁРТАЯ)

82. Каждый, желающий спастись, должен, не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в Псалме: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33). Например, если кто был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, должен не только не гордиться, но и стать смиренным. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, скупость – милосердие, блуд – целомудрие, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь. (ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ДОРОФЕЙ, Добротолюбие, т. 2.) "

http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=4988



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]


moderator


Сообщение: 185
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 08:45. Заголовок: Реджина


Здесь широкое поле для беседы, толкования и понимания цитат святых отцов.

Реджина, а будет Юлия?
Хорошо бы и нам прорекламировать свой форум - как и где? А то мы с Кевиным не справляемся. Спасибо ему за участие. Володя почти не бывает, то командировка, то отпуск. Андрей распутывает свои рабочие дела. Народу мало, а тем много, вопросов много.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 110
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 09:55. Заголовок: Антоний Великий пише..


Антоний Великий пишет:

 цитата:
так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.


Полностью согласен. Бог "приходит" тогда, когда мы оказываемся достаточно чисты для того, чтобы до Него дотянуться.

Насчет божественного гнева: как я понял из приведенных выше цитат, все святые отцы сходятся на том, что Бог гневаться не может, так как гнев - это страстное чувство, а Он страстей не имеет. Но для нашего же блага может иной раз на нас "прикрикнуть", сделать вид, что сердится. То есть за внешним выражением Его гнева, в конечном счете, стоит любовь. С таким пониманием существа дела я согласен, хотя есть один нюанс: то, что мы частенько принимаем за попущеные нам Богом наказания, обычно (не скажу, что всегда) является следствием исключительно наших собственных действий. То есть если ты наступаешь на грабли и они тебя бьют, то при чем тут Бог? Большинство неприятностей являются именно следствием наших собственных действий. Принцип кармы: чем больше разрушаем, тем больше разрушения к нам возвращается. Чем больше обижаем, тем больше получаем обид. Чем больше ненавидим... , и т.д. и т.п.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 187
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.09 08:04. Заголовок: Исаак Сирин: Блаже..


Исаак Сирин:


 цитата:
Блажен человек, который не легко приходить в гнев, или в раздражение. Он всегда бывает в мире. Прогоняя от себя духа раздражительности и гневливости, он далек от войны и мятежа, всегда спокоен духом и весел лицом. Кто не скоро приходит в гнев и не трогается пустым словом, тот делатель правды и истины. Он без труда сдерживает страждущих говорливостью и обходится с ними терпеливо. Он не делает обиды; с ним не встречаются немощи; он не радуется ссорам; потому что ко всем изъявляет любовь. Негневливый не любит споров, но всегда здрав он умом, любит мир, вселяется в долготерпении. Кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, тот делается обителью Духа Святаго.



Увы, мне это пока не под силу. И будет ли под силу, не знаю. Ни с кем не спорить, всех любить....

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 113
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.09 11:02. Заголовок: Martin пишет: Увы, ..


Martin пишет:

 цитата:
Увы, мне это пока не под силу. И будет ли под силу, не знаю.


Научимся.
Хотя, читая святых отцов, порой просто ужасаешься тому, насколько далеко ты еще от всего этого... Чего-то просто элементарно не понимаешь и не принимаешь. Возьмем хоть ситуацию, когда на лице у Серафима Саровского сидели слепни и пили его кровь. Кровь текла по лицу, кто-то увидел это и хотел отогнать слепней. Саровский запретил их сгонять - ведь тоже живые твари...

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 704
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.09 11:53. Заголовок: Kevin пишет: Кров..


Kevin пишет:


 цитата:
Кровь текла по лицу, кто-то увидел это и хотел отогнать слепней. Саровский запретил их сгонять - ведь тоже живые твари...



Много полезного можно взять у батюшки Серафима но не этот же пример. Христос к такому подвигу не призывал а к другим призывал. Поле деятельности христианина широкое - не до слепней иначе сил не будет более полезное человекам делать. Я считаю лучше людям отдавать кровь чем слепням.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 190
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.09 10:05. Заголовок: Реджина


Антоний Великий:


 цитата:
Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас,



"грехи наши не попускают Богу воссиять в нас" - вот что главное, а не слепни.Что ни говори - а избавляться от них наша первая задача.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 205
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.09 08:57. Заголовок: Написал - наша перва..


Написал - наша первая задача избавление от грехов. А перечитал сейчас и вижу как легкомысленно и хвастливо звучит. Звучит как будто я уже избавился от грехов! Даже совестно стало. Никак не могу избавиться. Надо постепенно - заметил за собой - и избавляйся от него. Там у П. Мамонова хорошо сказано - как избавиться от осуждения и гнева. Подумать об этом человеке - в какой среде он рос, как повлияли на него....Тогда и легче будет прощать, не гневаться на человека за плохой поступок. Да и на себя оглянуться в первую очередь. Какой я сам? Может мои грехи еще страшнее.... Оно так и есть.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 724
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.09 22:25. Заголовок: Мартин


Martin пишет:


 цитата:
Какой я сам? Может мои грехи еще страшнее....



Мартин - если ты это понимаешь - это наполовину решение проблемы. А я пытаюсь - но не все вижу...
Иногда кажется - какая я хорошая...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 221
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.09 09:43. Заголовок: Реджина


Реджина пишет:


 цитата:
Иногда кажется - какая я хорошая...



Ты на самом деле хорошая!
Давайте ни на кого не злиться, всех прощать и радоваться жизни!
Искать радость в своей жизни, творить ее, кто ищет и хочет - тот сумеет!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 28
Зарегистрирован: 19.03.09
Откуда: Россия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.09 19:23. Заголовок: Martin пишет: Дава..


Martin пишет:


 цитата:
Давайте ни на кого не злиться, всех прощать и радоваться жизни!



Ты уже начал?
Бери -

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1269
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.09 20:45. Заголовок: О радости. http://j..


О радости.

А я посмотрела пропущенный мною фильм с любимым Л. Филатовым "Избранные". И вот что сказал о Л. Филатове тогда С. Соловьев:

""Я тогда был в Колумбии, на роль утвердили Сашу Кайдановского, но его не пустили. И тогда я в ужасе стал вспоминать актера, который мог бы сыграть этого необыкновенно сложного героя. Я мучительно перебирал актеров, которых когда-либо знал, и вспомнил Леню. Вспомни, прежде всего как поэта, поскольку он писал множество пародий, в которых была не столько насмешка над другими, сколько удивительно яркое и красивое личное творчество. А потом в памяти всплыло его лицо. Знаете, раньше говорили, что на Таганку пришел "очень красивый молодой актер с белогвардейской внешностью". И вот эта его чистая поэтичность, его аристократическая внешность стали для меня решающими. Когда ехал встречать Леню в Боготе, сомневался: а вдруг этот облик - мои абстрактные соображения о человеке? Вдруг приедет совсем другой? А приехал человек, в сто раз лучший, чем я о нем думал. Это фантастический, превосходнейший, тончайший человек, это личность, он в сотни раз лучше, чем все, что им написано, сыграно. Он был одним из самых хороших людей, которых я видел".

Сергей Соловьев




Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 301
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.09 09:29. Заголовок: Привет, Юля! http:/..



Привет, Юля!
Фильм видел, согласен что супер. А все фильмы с Филатовым такие. Гениальный актер! Даже не верится что его нет среди нас. Так рано ушел...Но фильмы остались. Они учат понимать жизнь и свои ошибки. А молодые актеры хорошо если б учились на его актерском мастерстве.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 818
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.09 15:17. Заголовок: Мартин


А я проворонила фильм но - посмотрю!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 60
Зарегистрирован: 06.07.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.09 19:04. Заголовок: Мартин


Я видела. Согласна с мнением Мартина.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет