Сообщение: 976
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 22.04.09 09:27. Заголовок: ДУША И ДУХ ЧЕЛОВЕКА
Есть ли отличие ДУШИ от ДУХА?
Большинство отцов Церкви, хотя и проводят различие между духом и душой, однако не рассматривают дух как самостоятельную, отличную от души субстанцию. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т.е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души. Святитель Феофан Затворник в своих письмах ("Что есть христианская жизнь...", письмо 9), говорит: "Дух - это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его... Душа человеческая, хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом... Дух, как сила, от Бога исшедшая, "ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой".
Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...", кн. 2, гл. 12) говорит: "Ум, или дух, принадлежат душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее". Священное Писание говорит о духовности души, и сами слова "дух", "душа" применительно к душе человеческой в Священном Писании являются взаимозаменяемыми: "Дух бодр, плоть же немощна" (Мк. 14,38). У ап. Павла слово "душевный" является синонимом "плотского", и в этом смысле противопоставляется "духовному" (1 Кор. 2,13-3,1). Противопоставление души и духа в послании к евреям (Евр. 4,12) тоже имеет нравственное, а не онтологическое значение.
Сообщение: 652
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
3
Отправлено: 23.04.09 11:01. Заголовок: Правильно ли я понял..
Правильно ли я поняла что Дух - движущая сила Души. Ведь если тело сохранишь а Душу потеряешь как сказано - не имеешь спасения. А дух как часть Души - ее энергия? Поправьте если не так понимаю. Запуталась я - распутайте!
Сообщение: 985
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 24.04.09 16:24. Заголовок: Реджина
Реджи, давайте все вместе в этом разбираться. Это действительно очень важная и интересная тема. Пока я могу сказать одно: Святой Дух освящает душу, данную нам Богом, очищает ее, затем и живет в ней, если человек не только не противится, но идет навстречу Богу, стремится к Нему, открывает свое сердце. Предлагаю всем почитать святых отцов, поделиться мнениями. Я как-то интересовалась этой темой, но подзастряла на многообразии мнений святых отцов из-за отсутствия единой терминологии. Может сейчас чего накопаем полезного для нас?
Сообщение: 144
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация:
2
Отправлено: 25.04.09 08:15. Заголовок: Юлия
Прочитал ваши вопросы и призывы. Вношу свой пятак в наши размышления. Нашел ответ иеромонаха Серафима на этот вопрос, напечатанный в православн. газете "Благовест".
Вопрос: Дух, душа, тело Человек трехсоставен. Он состоит из тела, души и духа. В чем различие между душой и духом человека? Виталий, г. Астрахань.
Благодарю за вопрос и по мере сил попытаюсь ответить. Нужно заметить, что трехсоставность человека не является единственным взглядом Церкви на существо человека. Учения Святых Отцов и церковных писателей говорят о человеческой природе то как о троечастном составе духа, души и тела - так называемый трихотомизм, то как о соединении души и тела - дихотомизм. Еще раз заметьте, что Церковь принимает оба эти учения. Это важно. Среди Отцов и Учителей Церкви были и дихотомисты (св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин [католический Запад, следуя его авторитету, всегда признавал только дихотомизм], св. Иоанн Дамаскин) и трихотомисты (Тертуллиан, св. Иустин Философ, св. Ефрем Сирин). Однако в XX в. большинство русских Православных авторов склонялось к трихотомизму. Разница между сторонниками трихотомизма и дихотомизма сводится, в общем, к терминологии: дихотомисты видят в "духе" высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом. Личность человека включает в себя все части этого естественного состава, выражается во всем человеке, который через нее и существует. Личность - образ Божий, она - незыблемое начало изменяющейся человеческой природы, всегда стремящейся по своей воле к внешней цели. Можно сказать, что сообразность Богу и есть отмечающая природу Божественная печать, направляющая природу к Богу, в Котором человек должен найти полноту своего бытия. "Душа бо человеческая, - говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), - как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть". Дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душой, - таково было первоначальное устроение безсмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно по-мирски называем "духовными ценностями" - художественной литературой, музыкой, зрелищами); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела, это - происхождение страстей; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается. Отсюда в Православной аскетике и пастырстве произошли важнейшие понятия - душевности и духовности. Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, - оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. Духовный человек непременно развит душевно, просто свет преображенного духа затмевает собственно душевное богатство. Духовное развитие обезпечивает правильное развитие души.
П.С. Сам буду разбираться. Не осмыслил пока то, что скопировал. Я не так давно пришел к православию. Прочитал довольно много св. отцов и форумов, но сказать, что разобрался в большинстве вопросов - пока не могу. Время нужно. Но и чем больше изучаю, тем больше вопросов возникает. Противоречия некоторые смущают.
Сообщение: 993
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 25.04.09 09:53. Заголовок: ВСЕМ
Не путайте: Мартин выложил ответ иеромонаха сегодняшнего (судя по ссылке), но это мне и напомнило о иеромонахе Серафиме Роузе, который для меня пример истинного служения Господу. Вспомнив о нем, я и выложила пост о его жизни. ---------- Мартин, спасибо тебе У меня тоже кое-что есть. Можно сделать так - ты прав - набросать цитат, а потом в них разобраться.
Сообщение: 97
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация:
2
Отправлено: 13.05.09 20:35. Заголовок: Я для себя делю чело..
Я для себя делю человека на:
- тело. - ум (эго) - душу.
Можно разделять душу на "душу" и "дух", можно этого не делать. Достаточно знать, что душа - это то высшее, что есть в каждом из нас, наше истинное "Я". Опять же, когда читаешь в текстах святых отцов о "душевном человеке" и о "человеке духовном", ясно, что под "душевным" понимается именно эгоистическая, ветхая часть человека.
В общем, все вроде бы очень ясно и прозрачно. При этом важны не богословские разногласия, а практические выводы. То есть что делать с эго, и что делать с душой...
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет