ДУХОВНАЯ ЛЕСТВИЦА
Миниатюра из книги "Лествица Иоанна Лествичника с дополнениями".
1622 год.
Происходит из Николо-Угрешского монастыря под Москвой.
Духовная Лествица ассоциируется у православных христиан с личностью Иоанна Лествичника, который по просьбе игумена Раифского написал лествицу духовную, в которой в 30 словах изобразил степени восхождения к совершенству в духе. Лествица веками была настольной книгой для многих христиан. Преподобный объясняет название своей книги следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".
Святой Иоанн Лествичник жил в 6 веке и подвизался на горе Синай. Жизнь его происходила в строгом подвижничестве, которое он, однако умел скрывать, не выдаваясь ничем особенным. Каждую субботу и воскресение приходил он в обитель, чтобы в храме послушать богослужение, приобщиться таинству Св. Христовых Тайн. По сорокалетнем житии в безмолвии, Св. Иоанн, общим желанием всех братий, избран был в игумены обители Синайской. Но поуправляв своей паствой четыре года, он, незадолго до своей смерти, опять возвратился в уединение. Он умер на 80-м году жизни, в 563-м году.
Во времена Иоанна Лествичника центром монашества был монастырь Св. Св. Космы и Дамиана, который находится в полутора часах ходьбы от известного на весь мир монастыря Св. Екатерины.
Степени "Лествицы" - это перехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно достигается, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12).
У Иоанна Лествичника можно найти краткое описание духовного пути - Умаление злоделания рождает отступление от него; отступление же от него есть начало покаяния. Начало покаяния есть начало спасения, начало же спасения есть благая решимость (угождать Богу). Сия благая решимость рождает труды, начало же трудов – добродетели. Начало добродетелей – цвет, цвет же добродетели – делание. Порождение добродетели – непрерывность (помышления и ревнования о ней), плод же и порождение непрерывного помышления (и ревнования) – приобретение навыка. Порождение навыкновения – окачествование души добром, окачествование же души есть матерь страха. Страх рождает соблюдение заповедей, небесных и земных, соблюдение же заповедей есть знак любви. Начало любви – богатство смирения, богатство смирения – полнота любви, – и затем совершенное вселение Бога в сделавшихся чистыми сердцем чрез бесстрастие; ибо таковые узрят Бога (Мф. 5, 8).
Описанием духовной жизни как восхождение от одной духовной ступени к другой проникнуты и произведений других Святых Отцов, хотя в этих произведениях они не выделены ступенями как у Иоанна, но все-таки хорошо различимы. Источником такого понимания Св. Отцами духовной жизни является Библии, которая сама изобилует примерами такого понимания духовных процессов.
Первую духовную лествицу показывает Господь в самом начале Библии через видение Иакова – «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему.» (Быт. 28, 10:13)
В Новом Завете Христос открывает апостолу Нафанаилу, а через него - всем нам, что все ищущие Бога могут видеть эту лествицу – «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» Иоанн. 1,51.
Нагорную проповедь некоторые богословы считают тоже образом духовной лестницы, но есть и противники этого мнения – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; Блаженны плачущие, ибо они утешатся; Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Матф. 5:3-11).
Св. Иоанн Златоуст находит в Нагорной проповеди девять последовательных степеней ненасильственной победы над злом: "Первая степень - не начинать обиды; вторая, когда обида уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья - не только не делать обижающему того, что ты претерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая - предоставить себя самого злостраданию; пятая - отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая - не питать к нему ненависти; седьмая - даже любить его; восьмая - благодетельствовать ему; девятая - молиться о нем Богу".
....
http://www.damian.ru/Sv_Otci/11_Duh_Lesvica.htm