On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Kevin
постоянный участник


Сообщение: 187
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.09 12:01. Заголовок: Путь к Богу


Тема о путях, которые мы выбираем. Что это значит на практике - "прийти к Богу?" Что значит "жизнь вечная", о которой говорят религии? Дает ли кто-то человеку такую жизнь как дар или милость, или здесь важно усилие самого человека? Приходят ли к одному и тому же результату святой, посвятивший всю жизнь монашескому служению, и юный мученик, совершивший подвиг, а то и просто погибший от рук палачей? К разным или одинаковым результатам приводят различные религии и учения? И т.д. и т.п...

Спасибо: 5 
Профиль
Ответов - 144 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Реджина
администратор


Сообщение: 921
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.09 18:37. Заголовок: А чего это Кевин у н..


А чего это Кевин у нас молчит?



Спасибо: 2 
Профиль
Юлия
администратор


Сообщение: 1339
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.09 18:40. Заголовок: Не знаю, Реджи... ht..


Настроения писать нет или сказать пока нечего...

Спасибо: 2 
Профиль
Martin
moderator


Сообщение: 356
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 10:02. Заголовок: Не по теме, барышни..



Не по теме, барышни! А тема чего-то застряла?

Спасибо: 3 
Профиль
Kevin
постоянный участник


Сообщение: 199
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 11:31. Заголовок: Юлия пишет: или ска..


Юлия пишет:

 цитата:
или сказать пока нечего...


Точно.

Такой вопрос... Что, если нам попробовать провести некий практикум по умной молитве? Даже не практикум - не знаю, как правильнее назвать... Суть в том, что когда человек занимается чем-то в одиночку, у него обычно очень скоро иссякает энтузиазм и все прекращается. Но если он занимается этим не один, энтузиазма хватает на более долгий период. Вот я и предлагаю совместно потратить на это дело примерно один месяц, дальше - по желанию. Сама практика будет состоять из двух элементов: умная молитва + чтение хотя бы по часу каждый день книг святых отцов. Предпочтительно, Исаака Сирина, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского. Но можно, конечно, читать и других.
Срок практики - до 1 декабря. Учитывая, что умная молитва - дело довольно личное, можно провести эту практику в закрытой теме, или сделать закрытой эту и продолжить в ней. От участников будет требоваться одно: реальная практика + хоть раз в неделю выкладывать хоть коротенькие отчеты.

Я уверен, что месяц такой практики будет полезнее, чем годы разговоров о путях к Богу.

Разумеется, это только предложение. Если у нас наберется хоть три-четыре человека, можно будет начать. Нет - оставим до лучших времен.

Спасибо: 4 
Профиль
Владимир
постоянный участник


Сообщение: 242
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Беларусь, Минск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 12:40. Заголовок: http://jpe.ru/gif/s..



А я каждый день читаю умные книги.

Только вот становлюсь ли умнее -- не знаю.

Спасибо: 4 
Профиль
Анна
постоянный участник


Сообщение: 90
Зарегистрирован: 06.07.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 13:20. Заголовок: Владимир пишет: А ..


Владимир пишет:


 цитата:
А я каждый день читаю умные книги.


Володя, а Кевин предлагает "умную молитву", а не просто умные книги. Если "умные книги" - это святоотеческое наследие, то да, - и плюс умную молитву "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
Как ты к этому?

Я согласна попробовать.

Спасибо: 3 
Профиль
Владимир
постоянный участник


Сообщение: 243
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Беларусь, Минск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 13:33. Заголовок: http://jpe.ru/gif/s..



Да я же читаю. Но вот только умнею ли?

Спасибо: 3 
Профиль
Юлия
администратор


Сообщение: 1343
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 14:21. Заголовок: Владимир


Владимир пишет:


 цитата:
Но вот только умнею ли?


Может тебе это незаметно, но мудрее.
Володя, давай примкнем? Это же наш, христианский Путь...

Спасибо: 2 
Профиль
Юлия
администратор


Сообщение: 1344
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 14:22. Заголовок: Кевин


Я тоже согласна.

Спасибо: 2 
Профиль
Реджина
администратор


Сообщение: 923
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.09 15:07. Заголовок: И меня учтите. Всегд..


И меня учтите. Всегда с вами!

Спасибо: 2 
Профиль
Martin
moderator


Сообщение: 358
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 10:01. Заголовок: Подумаю. http://jpe..



Подумаю.

Спасибо: 2 
Профиль
Kevin
постоянный участник


Сообщение: 200
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 11:05. Заголовок: Отлично. Значит, мож..


Отлично. Значит, можем начинать!

Думаю, никого из присутствующих здесь учить умной молитве не надо. Но для гостей форума стоит повторить основные моменты. Желательно, чтобы у всех под рукой была книга архиепископа Антония "Путь умного делания", ее можно найти в Сети. Так же очень хорошие и точные советы на этот счет есть у Игнатия Брянчанинова - например, в книге "Правильное состояние духа". Эти книги, на мой взгляд, прочесть абсолютно необходимо.

Теперь о собственно умной молитве. Она имеет несколько стадий, у архиепископа Антония об этом написано так:

"Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар - молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога."

Итого, начало умной молитве полагает молитва словесная - то есть читаемая вслух. Тем не менее, не возбраняется сразу перейти к молитве умной - то есть читаемой молча в уме, про себя. Сама умная молитва звучит так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)" Допустимы сокращенные варианты, но, на мой взгляд, полный вариант подходит лучше всего в силу своей уникальной ритмики.

Скорость произнесения молитвы должна быть невысокой. Нормальный ритм - когда на произнесение одной фразы уходит порядка 8-10 секунд. Чем больше человек вслушивается в слова молитвы, чем больше внимает им, тем медленнее ритм. И наоборот, при автоматическом произнесении - когда молитва звучит в уме, а ты при этом можешь спокойно думать о чем-то своем, частота увеличивается. То есть увеличение частоты - это плохой признак, указывающий на потерю концентрации на словах молитвы.

Иногда можно встретить советы о количестве произнесений умной молитвы - тысячу раз в сутки, две тысячи, три и т.д. Подобные советы абсолютно неуместны: подсчитывание количества произнесений уводит в сторону от сути - единения с Богом - и распаляет гордыню. Дескать, "Вчера я произнес умную молитву тысячу раз, а сегодня уже две тысячи - ай, какой я молодец!" Поэтому - никаких подсчетов. Важно не количество, а качество. При правильном чтении умной молитвы ее слова, спустя какое-то время, в буквальном смысле становятся "сладкими", их просто приятно произносить. При этом - что самое главное!!! - внимание сосредоточено на словах молитвы и, через них, на Боге. Это сосредоточение очень важно, оно и составляет суть умной молитвы. Поэтому на первых порах очень важно постоянно вспоминать о том, что ты практикуешь умную молитву и возвращаться к ней после любых отвлечений. А их сначала очень много, ум так и норовит на что-то отвлечься. Поэтому главное здесь - спокойная настойчивость. Отвлекся, потом поймал себя на этом - тут же спокойно возвращаешься к молитве. И так раз за разом - именно поэтому данная стадия молитвы и называется "умной деятельной".

Очень большое значение на данном этапе святые отцы уделяют месту, на котором сосредоточено внимание. В данном случае внимание должно быть сосредоточено на гортани - то есть там, где и "проговаривается" молитва. Очень серьезной ошибкой считается желание послушников побыстрее овладеть молитвой сердечной и, как следствие этого, концентрация внимания на сердце. Всему свое время, молитва в сердце должна сойти сама - когда придет время. До этого надо твердо держаться вниманием гортани. О дальнейших стадиях нам пока, наверное, говорить не стоит.

Итого, произносим умную молитву - не спеша, вдумчиво, вслушиваясь в слова, стоя вниманием в гортани. Твердим ее ПОСТОЯННО, где бы мы не были и чем бы не занимались. Отвлеклись - тут же возвращаемся, и т.д. Признаком того, что молитва идет правильным путем, являются: сокрушение сердца, слезы (но не экзальтированные!!! То есть - тихие, от сокрушенного сердца), появление "сладости" в словах молитвы. Но при этом "сладость" надо воспринимать спокойно, она ни в коем случае не должна становиться целью - эту ошибку допускают очень многие. То есть ощутил человек эту сладость, и дальше уже гонится за ней, желает вновь ее достичь. Идет подмена цели - вместо Бога человек начинает тянуться к сладости. А это уже прелесть. Если кто из гостей форума не слышал этого слова - срочно читать указанную выше книгу Игнатия Брянчанинова.

В общем, начинаем, с остальным будем разбираться по ходу. Советы, полезные цитаты из книг, свои впечатления от практики и т.д. выкладываем в этой теме. Да, и не забываем каждый день хотя бы по часу уделять чтению книг святых отцов - это ОЧЕНЬ важно. Без чтения этих книг результат будет на порядок хуже - если будет вообще. Как уже писал где-то выше, советую три книги: "Слова подвижнические" Исаака Сирина, все книги Игнатия Брянчанинова, книги Иоанна Кронштадского "Моя жизнь во Христе", в двух томах. Конечно, можно читать и другие, но эти, на мой взгляд, к нашей практике подходят лучше всего.

Спасибо: 3 
Профиль
Владимир
постоянный участник


Сообщение: 244
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Беларусь, Минск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 15:09. Заголовок: http://jpe.ru/gif/s..



А можно еще читать Богородичное правило.

150 раз -- "Богородице Дево, радуйся"

Через 10 раз -- "Отче наш..." и "Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но избавимся Тобой от всех бед, яко Ты еси спасение рода христианского". И можно свою личную молитву добавлять.

А Иисусову молитву надо читать целый день. Едешь в автобусе -- читай мысленно! Что-то трудно дается -- читай! Искушение какое-то... Утром проснулся -- найди время хотя бы 500 раз прочитать. Я не нахожу.

Спасибо: 2 
Профиль
Kevin
постоянный участник


Сообщение: 201
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 19:30. Заголовок: Владимир пишет: А м..


Владимир пишет:

 цитата:
А можно еще читать Богородичное правило.
150 раз -- "Богородице Дево, радуйся"
Через 10 раз -- "Отче наш..."


Можно, конечно. Всё можно. Но если мы решили заниматься умной молитвой, то это должна быть именно умная молитва, и ничто другое. Изменение молитвенного правила здесь вредно, так как при таком подходе не нарабатывается навык, молитва никогда не перейдет из умной деятельной - которую постоянно надо творить, прилагая усилия, в умную самодвижную - которая потому и самодвижная, что всякий раз сама возникает в сознании. Вредно даже менять текст умной молитвы - скажем, из полного на короткий вариант, потом снова полный... Хотя святые и допускают единичные добавления, время от времени, к полному тексту умной молитвы короткую просьбу к Богородице. - "Богородице Дево, помилуй мя".

Владимир пишет:

 цитата:
Утром проснулся -- найди время хотя бы 500 раз прочитать. Я не нахожу.


Умная молитва тем и хороша, что для нее не надо специально выкраивать время - вроде "Сейчас сяду, прочитаю 1000 раз умную молитву, а потом займусь делами". Она читается все время, целый день - как ты и говоришь. Читается во время каких-либо дел, читается во время еды или беседы с кем-то, во время просмотра телевизора, читается ПОСТОЯННО. Опять же, если человек действительно читает умную молитву, он не сможет сосчитать, сколько раз он ее произнес. То есть одно из двух: или человек молится, все его внимание целиком устремлено к Богу и ему не до счета. Или он считает количество произнесений, и тогда ему уже не до Бога - главное, не сбиться бы со счета.

Пошел читать Сирина.

Спасибо: 2 
Профиль
Юлия
администратор


Сообщение: 1354
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 10:42. Заголовок: Давайте договоримся ..


Давайте договоримся - чтобы у всех было одно делание. Как вы?

Спасибо: 1 
Профиль
Martin
moderator


Сообщение: 366
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 11:58. Заголовок: Юлия


Я читал на одном форуме, что к умной молитве надо относиться осторожно, чтоб в психушку не попасть. В выходные почитаю о ней побольше.

А читать молитвы и святых отцов надо - они для нас путь освещали.

Спасибо: 2 
Профиль
Юлия
администратор


Сообщение: 1358
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 13:25. Заголовок: Оччень интересно!!! ..


Оччень интересно!!!

"...апостолы не проигнорировали слов свидетельства нечистых духов о божественной природе Иисуса Христа, а записали их (Мат.8.29; Мар.1.24; Иак.2.19). В дополнение к этому воспользуюсь пояснением диакона Андрея Кураева: Мне самому изучение оккультизма помогло лучше понять христианство. Нет, я не шел столь обычным сегодня путем от йоги к Евангелию, от оккультизма к Церкви. Уже будучи священнослужителем Православной Церкви, я впервые раскрыл оккультные книги. И очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее [1].

http://www.itheology.ru/book.php?bnom=1

Спасибо: 0 
Профиль
Юлия
администратор


Сообщение: 1360
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 14:16. Заголовок: И еще советы нам в п..


И еще советы нам в поучение:

Святитель Игнатий Брянчанинов

О чтении Евангелия

"При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину. ..

Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святаго Духа....

Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения [6], ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостию. Из этой брани против чтения святых Отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтоб исторгнуть его из рук наших.

Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, - Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира,- святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,- мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться от спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.

Сочинения Епископа Игнатия
Брянчанинова. Том I.
С.-Петербург, 1905.

По этой ссылке можно прочитать наставления И. Брянчанинова полностью:
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnoe_chtenie/o_chtenii-all.shtml
.


Спасибо: 0 
Профиль
Владимир
постоянный участник


Сообщение: 245
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Беларусь, Минск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 16:55. Заголовок: http://jpe.ru/gif/s..




Схаархмандрит Иоанн (Маслов) советовал начинающим читать святоотеческие творения в следующем порядке:

1. Житие святых.
2. Письма Оптинских старцев.
3. Аввы Дорофея.
4. Лествица.
5. Невидимая брань.
6. Луг духовный.
7. Иоанна и Варсонофия (вопросы и ответы).
8. Сочинения святителя Игнатия Брянчанинова.
9. Сочинения святителя Феофана Затворника.

И только после прочтения этой литературы можно приниматься за чтение аскетических трудов:

10.Исаака Сирина.
11.Ефрема Сирина.
12.Симеона Нового Богослова.
13.Добротолюбие.
14.Иоанна Златоуста.
15.Василия Великого.

Также необходимо читать Симфонию и другие книги схиархимандрита Иоанна (Маслова), житие и слова старца Паисия Святогорца, труды святителя Николая Сербского (Велимировича), труды Иустина (Поповича), труды митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

Из книги игумена Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря Петра (Бирюкова) «Основы христианской нравственности».


Спасибо: 1 
Профиль
Kevin
постоянный участник


Сообщение: 202
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.09 00:52. Заголовок: Юлия пишет: Каждый ..


Юлия пишет:

 цитата:
Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии;


Вот это очень точно. Потому мне так нравится то, что пишет Исаак Сирин.

Сегодня ездил к город - больше часа на маршрутке в одну сторону, потом столько же обратно. Все это время читал умную молитву. Думаю, что в умной молитве человек проходит через несколько стадий, и первая из них - стадия душевной скорби, сокрушения духа. Буду надеяться, что радость еще придет...

Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 144 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет