On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 749
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.09 13:32. Заголовок: ПОЗНАТЬ СЕБЯ- А. ОСИПОВ, профессор МДА


А.И ОСИПОВ,

(Один из наиболее авторитетных в России духовников, на протяжении десятилетий – духовник братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры)

НЕЛЬЗЯ ЗАЖЕЧЬ ОГОНЬ, НЕ ИМЕЯ ОГНЯ


Основная беда наша заключается в том, что мы теплохладные. Нет у нас того горения к Богу, которым обладали некоторые люди, вошедшие в историю Церкви как "святые", "великие", "преподобные". А отличало их, прежде всего, какое-то поразительное искание Бога.

В начале 20-го века у представителей русской интеллигенции пробудился этот необычайный огонек искания: где же Истина, есть ли Бог, зачем я живу, каков смысл моей жизни и жизни человечества? В настоящее время происходит нечто подобное. Но у подавляющего большинства современных людей, как и тогда, нет этого огня, который жег бы душу, заставляя ее искать ответы на эти вопросы. А ведь нельзя зажечь огня, не имея огня.

…Церковь Православная… Ой, как красиво! Ой, как хорошо! Ой, как поют, ой, как торжественно… Сходить в храм – хорошо… по праздникам, по воскресным дням. Постоим там, помечтаем, послушаем хор… Ходим на исповедь, причащаемся, постимся даже. Все нормально, совесть спокойна. В общем, духовно живем так хорошо, что, кажется, большего и желать нечего.

Когда одна святой жизни игуменья – Арсения (Себрякова) († 1905) – говорила сестрам своей обители: "Какие вы христиане? В вас нет христианства, где ваше Православие?". Они были возмущены: "Мы делаем все, что нужно: ходим в храм, исполняем все послушания, вычитываем правило, соблюдаем Устав… Что еще она от нас требует? Еретичка!".

Убеждение в том, что христианская жизнь состоит в исполнении церковных установлений (поста, молитвенных правил, принятия таинств, посещения богослужений, участия в них и проч.), то есть во внешнем благочестии,- это та беда, которая промыслительно ярко отражена в Евангелии. Когда пришел Христос и сказал скрупулезным исполнителям Закона не в бровь, а в глаз: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды" (ср.: Мф. 23:25), то возмущению их не было предела. Кончилось, мы знаем чем – распятием Христа.

Оказывается, исполнение внешних религиозных предписаний без внимания к своей внутренней жизни может окончиться полной катастрофой. Самообман состоит в том, что исполняя всё внешнее и не думая о том, чтобы свою жизнь соразмерить с евангельскими заповедями, а не просто с общечеловеческой моралью: не убивай, не грабь, не изменяй,- легко записать себя в святцы, возгордиться и превратиться в сущего дьявола. О подобных "праведниках" так и говорят: "святой сатана". Христианская, евангельская нравственность говорит человеку: не только твои дела и слова, но даже и твои мысли, чувства, настроения должны соответствовать тому духу, который называется Христовым. Игумен Никон (Воробьев) написал интересные слова: "Можно и из гордости исполнять почти все заповеди и быть врагом Бога".

Это состояние опасно тем, что видя себя хорошим, православным, всё знающим и исполняющим, человек тем самым в душе своей уже отвергает Христа Спасителя, ибо спасаться ему не от чего и потому никакого Спасителя ему не нужно.

А РАЗВЕ МЕНЯ НАДО СПАСАТЬ?

Как ни удивительно, но самое трудное – это мне, бесспорно грешному человеку (теоретически я в этом не сомневаюсь), почувствовать себя действительно грешным, увидеть, что Христос пришел не только мир спасать, но и меня. Что всех – ладно, понятно, но меня… От чего же спасать меня? Странно. Я же не какой-то еретик, иноверец или безбожник, которого, естественно, нужно спасать. Но я-то не такой и не сомневаюсь, хотя вслух об этом и не говорю, что где-то, пусть в самом отдаленном уголочке рая, но мне место найдется.

Однако, что оказывается? Я хорош до тех пор, пока меня не тронули. А как только задели мое самолюбие, задели мои интересы – бытовые, жизненные, административные, учебные, ученые, рабочие… посмотрели бы, что со мной происходит! Как ежик взъерошился и все свои иглы готов вонзить вам в руку. Наша душа полна всех страстей, которые особенно очевидно проявляются, когда их заденешь. Это прямо-таки змеи, которые пока спят, даже интересны, но стоит их потревожить, и они тут же становятся смертельно опасны. Все страсти, оказывается, в нас живут. А мы их, тем не менее, фактически, не видим. В этом своем "нормальном" состоянии мы обладаем удивительным зрением: в себе я почти ничего худого не вижу, в других – бесконечные недостатки.

К чему побуждает и на что ориентирует человека святоотеческое учение? Первая и главная задача – познать, что же во мне есть такое, что Христос пришел меня спасать? Или, как говорят святые отцы, самое важное – это "познать себя", увидеть свою греховность, неспособность победить свои страсти собственными силами. Увидеть, что я не могу не осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не могу не обижаться, не жадничать, не могу, сев за стол, не объедаться. И так – без конца. И при всем этом "не могу" еще какое высокое мнение о себе. Что вы! Я, знаете ли, не лыком шит, все вокруг меня плохие – один я хороший. Святитель Феофан Затворник великолепно это выразил: "Сам – дрянь дрянью, а все твердит: "несмь якоже прочии человецы"".

Итак, главное – увидеть, кто я есть на самом деле. А для этого нужно сопоставить себя, свою жизнь с Евангелием. Преподобный Симеон Новый Богослов так и говорит: "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи". Видите: тщательное исполнение заповедей. Не просто общечеловеческих нравственных требований, не внешних церковных предписаний – в храм хожу и постом мяса не ем (а свою соседку, при этом живьем съем) – а исполнение заповедей Христовых. То есть, когда я понуждаю себя жить по Евангелию и убеждаюсь, что не могу искоренить ни одной страсти – тогда только я и обращаюсь с самой искренней молитвой к Богу: "Господи, помоги! Господи, помилуй! Боже, будь милостив мне, грешному!". И вот по мере смирения, с которым я обращаюсь к Богу, и общаюсь с другими людьми, по мере понуждения себя к жизни по заповедям и искреннему покаянию в нарушениях, мне постепенно и все более открывается дно моей души. Святой Петр Дамаскин говорит об этом: "Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской".

http://www.k-istine.ru/base_faith/faith_osipov-05.htm



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор


Сообщение: 439
Зарегистрирован: 12.05.08
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.09 10:01. Заголовок: Юлия пишет: Итак, г..


Юлия пишет:

 цитата:
Итак, главное – увидеть, кто я есть на самом деле.



Ну не Юлия конечно а вместо нее Осипов - самой ей писать лень.

Так и кто я на самом деле? Надо подумать!!!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 91
Зарегистрирован: 06.06.08
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.09 23:15. Заголовок: Подумай-подумай! ht..



Подумай-подумай!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет