А.И ОСИПОВ, (Один из наиболее авторитетных
в России духовников, на протяжении десятилетий – духовник братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры)
НЕЛЬЗЯ ЗАЖЕЧЬ ОГОНЬ, НЕ ИМЕЯ ОГНЯ Основная беда наша заключается в том, что мы теплохладные. Нет у нас того горения к Богу, которым обладали некоторые люди, вошедшие в историю Церкви как "святые", "великие", "преподобные". А отличало их, прежде всего, какое-то поразительное искание Бога.
В начале 20-го века у представителей русской интеллигенции пробудился этот необычайный огонек искания: где же Истина, есть ли Бог, зачем я живу, каков смысл моей жизни и жизни человечества? В настоящее время происходит нечто подобное. Но у подавляющего большинства современных людей, как и тогда, нет этого огня, который жег бы душу, заставляя ее искать ответы на эти вопросы. А ведь нельзя зажечь огня, не имея огня.
…Церковь Православная… Ой, как красиво! Ой, как хорошо! Ой, как поют, ой, как торжественно… Сходить в храм – хорошо… по праздникам, по воскресным дням. Постоим там, помечтаем, послушаем хор… Ходим на исповедь, причащаемся, постимся даже. Все нормально, совесть спокойна. В общем, духовно живем так хорошо, что, кажется, большего и желать нечего.
Когда одна святой жизни игуменья – Арсения (Себрякова) († 1905) – говорила сестрам своей обители: "Какие вы христиане? В вас нет христианства, где ваше Православие?". Они были возмущены: "Мы делаем все, что нужно: ходим в храм, исполняем все послушания, вычитываем правило, соблюдаем Устав… Что еще она от нас требует? Еретичка!".
Убеждение в том, что христианская жизнь состоит в исполнении церковных установлений (поста, молитвенных правил, принятия таинств, посещения богослужений, участия в них и проч.), то есть во внешнем благочестии,- это та беда, которая промыслительно ярко отражена в Евангелии. Когда пришел Христос и сказал скрупулезным исполнителям Закона не в бровь, а в глаз: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды" (ср.: Мф. 23:25), то возмущению их не было предела. Кончилось, мы знаем чем – распятием Христа.
Оказывается, исполнение внешних религиозных предписаний без внимания к своей внутренней жизни может окончиться полной катастрофой. Самообман состоит в том, что исполняя всё внешнее и не думая о том, чтобы свою жизнь соразмерить с евангельскими заповедями, а не просто с общечеловеческой моралью: не убивай, не грабь, не изменяй,- легко записать себя в святцы, возгордиться и превратиться в сущего дьявола. О подобных "праведниках" так и говорят: "святой сатана". Христианская, евангельская нравственность говорит человеку: не только твои дела и слова, но даже и твои мысли, чувства, настроения должны соответствовать тому духу, который называется Христовым. Игумен Никон (Воробьев) написал интересные слова: "Можно и из гордости исполнять почти все заповеди и быть врагом Бога".
Это состояние опасно тем, что видя себя хорошим, православным, всё знающим и исполняющим, человек тем самым в душе своей уже отвергает Христа Спасителя, ибо спасаться ему не от чего и потому никакого Спасителя ему не нужно.
А РАЗВЕ МЕНЯ НАДО СПАСАТЬ? Как ни удивительно, но самое трудное – это мне, бесспорно грешному человеку (теоретически я в этом не сомневаюсь), почувствовать себя действительно грешным, увидеть, что Христос пришел не только мир спасать, но и меня. Что всех – ладно, понятно, но меня… От чего же спасать меня? Странно. Я же не какой-то еретик, иноверец или безбожник, которого, естественно, нужно спасать. Но я-то не такой и не сомневаюсь, хотя вслух об этом и не говорю, что где-то, пусть в самом отдаленном уголочке рая, но мне место найдется.
Однако, что оказывается? Я хорош до тех пор, пока меня не тронули. А как только задели мое самолюбие, задели мои интересы – бытовые, жизненные, административные, учебные, ученые, рабочие… посмотрели бы, что со мной происходит! Как ежик взъерошился и все свои иглы готов вонзить вам в руку. Наша душа полна всех страстей, которые особенно очевидно проявляются, когда их заденешь. Это прямо-таки змеи, которые пока спят, даже интересны, но стоит их потревожить, и они тут же становятся смертельно опасны. Все страсти, оказывается, в нас живут. А мы их, тем не менее, фактически, не видим. В этом своем "нормальном" состоянии мы обладаем удивительным зрением: в себе я почти ничего худого не вижу, в других – бесконечные недостатки.
К чему побуждает и на что ориентирует человека святоотеческое учение? Первая и главная задача – познать, что же во мне есть такое, что Христос пришел меня спасать? Или, как говорят святые отцы, самое важное – это "познать себя", увидеть свою греховность, неспособность победить свои страсти собственными силами. Увидеть, что я не могу не осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не могу не обижаться, не жадничать, не могу, сев за стол, не объедаться. И так – без конца. И при всем этом "не могу" еще какое высокое мнение о себе. Что вы! Я, знаете ли, не лыком шит, все вокруг меня плохие – один я хороший. Святитель Феофан Затворник великолепно это выразил: "Сам – дрянь дрянью, а все твердит: "несмь якоже прочии человецы"".
Итак, главное – увидеть, кто я есть на самом деле. А для этого нужно сопоставить себя, свою жизнь с Евангелием. Преподобный Симеон Новый Богослов так и говорит: "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи". Видите: тщательное исполнение заповедей. Не просто общечеловеческих нравственных требований, не внешних церковных предписаний – в храм хожу и постом мяса не ем (а свою соседку, при этом живьем съем) – а исполнение заповедей Христовых. То есть, когда я понуждаю себя жить по Евангелию и убеждаюсь, что не могу искоренить ни одной страсти – тогда только я и обращаюсь с самой искренней молитвой к Богу: "Господи, помоги! Господи, помилуй! Боже, будь милостив мне, грешному!". И вот по мере смирения, с которым я обращаюсь к Богу, и общаюсь с другими людьми, по мере понуждения себя к жизни по заповедям и искреннему покаянию в нарушениях, мне постепенно и все более открывается дно моей души. Святой Петр Дамаскин говорит об этом: "Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской".
http://www.k-istine.ru/base_faith/faith_osipov-05.htm