On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
moderator


Сообщение: 139
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 08:07. Заголовок: пр. С. САРОВСКИЙ О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТОГО


Юля, я по ссылке Кевина на форуме "Умное делание" прочитал уже 6 тем. Сегодня утром тоже читал. Там была ссылка на беседу преп. С. Саровского и Мотовилова. Я давно это читал, не помню где. Рад был снова перечитать:

О цели христианской жизни

Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым


 цитата:
Это было в четверг. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая, снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пожнинке своей, возле той же его ближней пустыньки, против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что срубленного им дерева, а сам стал против меня на корточках.

— Господь открыл мне, — сказал великий старец, — что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей, христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

Я должен сказать тут, что с 12-летнего возраста меня эта мысль неотпустимо тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

— Но никто, — продолжал отец Серафим, — не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божий, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: “Всяк иже не собирает со Мною, той расточает”. Доброе дело нельзя иначе назвать, как собиранием, хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: “Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду, приятен ему есть”. И как видим из последовательности священного повествования, этот “делаяй правду” до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: “Пошли в Иоппию к Симону усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой”.

Итак, Господь все свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правою верою в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в мир грешных спасти, и приобре-танием себе благодати Духа Святого, вводящего в сердца наши Царствие Божие и прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых. Создатель нам дает средства на их осуществление. За человеком же остается осуществить их или нет. Вот почему Господь сказал евреям: “Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголите — видим, и грех ваш пребывает на вас”. Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то и такого ради дело вменится ему, как ради Христа сделанное, только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда, только при делании какого-либо доброго дела Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Духа Святого, и притом, как сказано, “не в меру бо дает Бог Духа Святаго, Отец бо любит Сына и все дает в руце Его”.

Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели только средства к стяжанию Духа Божиего.





Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 20 [только новые]


moderator


Сообщение: 140
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 08:08. Заголовок: далее



 цитата:
— Как же стяжание? — спросил я батюшку Серафима: я что-то не понимаю.

— Стяжание все равно, что приобретение, — отвечал мне он, — ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божиего. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание денег, а у дворян сверх того — получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, чиновный и временный, приобретается почти одними и теми путями, очень сходственными друг с другом.

Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем: “Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть”, —то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо: “Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется тройческим единством священнотайне”. Сам Дух Святой вселяется в души наши, и это самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Троического Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему Всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: “Вселюся в них и похожду и буду им в Бога, и тии будут людие Мои”. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в Церковь сходить, да либо Церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете, сил нет этого исполнить; захотели бы и другую какую добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведному и грешнику. Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся, но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святой не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же молиться тогда Ему: “Прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наши”, когда уже пришел Он к нам, воеже спасти нас, уповающих на него и призывающих Имя Его святое во истине, то есть с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждующих Его пришествия.

— Ну а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа для стяжания благодати Духа Святого? Ведь вы мне только о молитве говорить изволите.

— Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими, ради Христа, добродетелями, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное раз больше. Примерно: даст вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

Так и извольте торговать духовно добродетелью. Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим, по примеру свещи возжженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свещи, не угашая своего собственного огня, зажигает во светление всех в других местах. И если это так в отношении земного огня, то что мы скажем об огне благодати Всесвятого Духа Божия?!

— Батюшка, — сказал я, — вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого как о цели христианской жизни, но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?

— Мы в настоящее время, — так отвечал старец, — по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действию Его Божественного о нас промысла и общения человека с Богом до того дошли, что можно сказать, почти вовсе удалились от истинной христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорил: “И виде Адам Господа, ходящего в рай”, или же когда читаем у апостола Павла: “Идохом в Ахаию и Дух Божий иде с нами”. Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам.



Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 141
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 08:09. Заголовок: далее



 цитата:
Вот некоторые и говорят: “Эти места непонятны, неужели люди так очевидно могли видеть Бога?” А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание от того, что мы удалились от простора первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимо то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Богу не казалось странным. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели и не в мечтании, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно во яви. Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселяться в души наши, и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем ждущих и жаждущих правды.

Когда Господь наш Иисус Христос изволил совершить все дело спасения, по воскресении Своем, дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту самую адамовскую благодать Всесвятого Духа Божиего. В день Пятидесятницы, торжественно ниспослал Он им Духа Святого в дыхании бурне в виде огненных языков, на каждого из них седших, и вошедших в них, и наполнивших их силой огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостворно действующей в душах, причащающейся Ее силе и действиям. И вот эту-то самую огневдохновенную благодать Духа Святого, когда она подается нам всем верным Христовым, в таинстве Святого крещения, запечатлевают в главнейших, указанных Святою Церковью местах нашей плоти как вековечной хранительницы этой благодати. Говорится: “Печать дара Духа Святого”. А на что, батюшка, ваше Боголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность. Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее Даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в таинстве крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика, и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже от человека еретика не отъемлется до самой его смерти: то есть до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле — на что де он будет годен и что де он в этот Богом ему дарованный срок, при помощи свыше дарованной ему силы благодати, может совершить. И если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то вовек пребыли бы святыми, непорочными и изъятыми от всякой скверны плоти и духа угодниками Божиими. Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Иисус Христос, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми. Но когда, кто, будучи возбужден ищущей нашего спасения Премудростью Божией, решится ради нее на утренне-вание к Богу и бдение ради обретения вечного своего спасения, тогда тот, послушный гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих покаянию и к совершению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетели Христа ради к приобретению Духа Святого, внутри нас действующего и внутри нас Царство Божие устраивающего. Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во Имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых. Этот-то Свет Христов, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю столько времени вашему Боголюбию.

Если скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатью Божией, и как распознать ее, и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных. Благодать Духа Святого есть свет, просвещающий человека. Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого в тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него — так сиял он необыкновенным светом, окружавшим его. Он даже принужден был являться народу не иначе как под покрывалом. Вспомните преображение Господа на горе Фаворе.

“И быша ризы Его, блещущие яко снег, и ученицы его от страха падоша ниц”. Когда же Моисей и Илия явились Ему, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, “облако”, сказано, “осени их”. И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее.

— Каким же образом, — спросил я батюшку отца Серафима, — узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?



Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 142
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 08:10. Заголовок: далее



 цитата:
— Это, ваше Боголюбие, очень просто! — отвечал он мне, — поэтому-то и Господь говорит: “Вся проста суть обретающим разум”... находясь в этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет, и, проникнувшие им и видя сопребывание с ними Духа Божиего, утвердительно говорили, что дело их свято и вполне угодно Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: “Изволися Духу Святому и нам”, и только на этих основаниях и предлагали свои послания, как истину непреложную, на пользу всем верным, — так святые апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божиего... так вот ваше Боголюбие, видите ли вы, как это просто?”

Я отвечал:

— Все-таки, я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому распознать Его истинное явление?

Батюшка о. Серафим отвечал:

— Я уже, ваше Боголюбие, сказал вам, что это очень просто, и подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас... Что же вам, батюшка, еще надобно?

— Надобно, — сказал я, — чтобы я понял это хорошенько!..

Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

— Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал:

— Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..

О. Серафим сказал:

— Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И, преклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:

— Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: “Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться в свете великолепной славы Твоей”, И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же не благодарить Его неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая по предстательству Самой Матери Божией... Что же, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами!

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в средине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и дарующий ярким блеском своим снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда!

— Что же чувствуете вы теперь? — Серафим.

— Необыкновенно хорошо! — сказал я.

— Да как же хорошо? Что именно?

спросил меня о.

Я отвечал:

— Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

— Это, ваше Боголюбие, — сказал батюшка о. Серафим, — тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: “Мир Мой даю вам, не яко же мир дает, Аз даю вам. Аще бы от мира бысте были, мир убо свое любил бы, но Аз избрах вас от мира, сего ради ненавидит вас мир. Но дерзайте, яко Аз победах мир”. Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы в себе теперь чувствуете. “Мир”, по слову апостольскому, “всякий .ум преимущий” (Флп 1, 7).

— Что же еще чувствуете вы? — спросил меня о. Серафим.

— Необыкновенную сладость! — отвечал я. И он продолжал:

— Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: “От тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я”. Вот эта-то теперь сладость преисполняет и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может... Что же еще вы чувствуете?

— Необыкновенную радость во всем моем сердце! И батюшка отец Серафим продолжал:

— Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы он ни прикоснулся, это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем:



Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 143
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 08:12. Заголовок: далее



 цитата:
“Жена, егда рождает, скорбь имать, яко прийде год ея; егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко родился человек в мире. В мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возьмет от вас”. Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той “ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его”. Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована на небесах плачущим здесь на земле?! Вот и вы, батюшка, довольно поплакали в жизни вашей, и, смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни.

— Что же вы еще чувствуете, ваше Боголюбие? Я отвечал:

— Теплоту необыкновенную!

— Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?!

Я отвечал:

— А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит...

— И запах, — спросил он меня, — такой же, как из бани?

— Нет, — отвечал я, — на земле нет ничего подобного этому благоуханию. Когда, еще при жизни матушки моей, я любил танцевать и ездил на балы и танцевальные вечера, то матушка моя опрыснет меня бывало духами, которые покупала в лучших модных магазинах Казани, но и те духи не издают такого благоухания...

И батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

— И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас — так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбие! Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему? Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и над нами так же. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: “Теплотою Духа Твоего Святого, согрей мя!” Его-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: “Царство Божие внутрь вас есть”. Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это " Царствие Божие внутрь вас теперь и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, наполняя наши сердца радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое апостол говорит: “Царство Божие несть пища и питие, но правда и мир о Дусе Святе”. Вера наша состоит “не в убедительных человеческий мудрости словесех, но в явлениях духа и силы”. Вот в этом-то состоянии мы теперь с вами и находимся. Про это состояние именно и сказал Господь: “Суть нецыи от зде стоящих, иже не имуть вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе”... Вот, батюшка, ваше Боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог! - Вот что значит быть в полноте Духа Святого, про которую святой Макарий Египетский пишет:

“Я сам был в полноте Духа Святаго”. Этою-то полнотой Духа Святого и нас, тою убогих, преисполнил теперь Господь... Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого!.. Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?

— Не знаю, батюшка! — сказал я, — удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую эту милость Божию.

— А я мню, — отвечал мне отец Серафим, — что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость его не приклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы и так скоро послушать убогого Серафима, тем более, что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами утверждались в деле Божием и другим могли бы быть полезными. Что же касается до того, батюшка, что я монах, а вы мирской человек, то об этом думать нечего. У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. “Сыне, даждь ми сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом Царствие Божие. “Близ Господь всем призывающим Его во истине, и несть у Него зрения на лица, Отец бо любит Сына и вся даст в руце Его”, лишь бы только мы сами любили Его, Отца Нашего Небесного, истинно по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели бы в Него веру, хотя бы “яко зерно горушно”, и оба двинут горы. “Един движет тысящи, два же тьмы”. Сам Господь говорит: “Вся возможно верующему”, а батюшка святый апостол Павел всегласно восклицает: “Вся могу о укрепляющем мя Христе”. Не давнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих в Него: “Веруяй во Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больше сих сотворит, яко Аз иду ко Отцу Моему и умоляю Его о вас, да радость ваша исполнена будет. Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое, ныне же просисте и приимете”... Так-то, ваше Боголюбие, все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все восприимите, лишь бы только то было в славу Божию, или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит, почему и говорит: “Вся, яже единому от меньших сих сотвористе, Мне сотвористе”. Так не имейте никакого сомнения, что Господь Бог не исполнил ваших приношений, лишь бы только они шли к славе Божией, шли к пользам и назиданию ближних относились. Но если бы даже и для собственной вашей нужды или в пользу, или выгоды вам что-либо было нужно, и это даже все столь скоро и благопослушливо Господь Бог изволит послать вам, только бы в том крайняя нужда и необходимость настояла, ибо любит Господь любящих Его; благ Господь всяческим, волю же боящихся Его сотворит и молитву услышит.

http://www.hesychasm.ru/index.htm



Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 981
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 11:26. Заголовок: Мартин +++ Какой же..


Мартин +++

Какой же ты умница - даже свел сюда эту удивительно поучительную беседу. Я читала ее, но тоже давно. Разве что - несколько раз, потому многое из нее запомнила. А еще читала, давнее, не помню уже кого - как бесы вселились в этого Мотовилова, и он изнемогал от них, болел, мучился. Призывал батюшку, ругал себя за то, что когда-то высказал ему протест на утверждение о существовании их, не верил. А батюшка еще тогда сказал ему, что он это опытно узнает. И узнал. По просьбе - не помню - во сне или даже наяву- явился ему его любимый батюшка и сказал, что мучиться будет он 20 лет (если не ошибаюсь), но потом по молитве владыки (тоже не помню его имени) освободится от бесов. Я погуглю - может найду этот
рассказ. Помню, что началось все, когда он в гостинице собирался писать воспоминания о батюшке прп. Серафиме....

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 57
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 12:16. Заголовок: Беседа очень хорошая..


Беседа очень хорошая. Но было бы интересно разобраться в том, что это значит для нас, на практике - "стяжать Святой Дух"? То есть как себя вести, что делать, чтобы Святой Дух "стяжался"?

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 982
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 12:40. Заголовок: Kevin пишет: То ес..


Kevin пишет:

[quote]То есть как себя вести, что делать, чтобы Святой Дух "стяжался"?[/quote]

Так прп. Серафим и рассказывает об этом в беседе. Там все хорошо описано, но для более подробного и полного понимания надо приложить сюда и советы других отцов. Но сначала спущу вниз цитаты о стяжании Духа Святого от батюшки Серафима.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 983
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 13:00. Заголовок: цитата: Заметьте, ..


[цитата:


 цитата:
Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа.[/quote] - это раз!

цитата:

[quote]И как видим из последовательности священного повествования, этот “делаяй правду” до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: “Пошли в Иоппию к Симону усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой”.

- это два, если идти "по беседе"

Что значит "делай правду"? я так понимаю: не твори дел неправедных . (можно потом уточнить - права ли я).

цитата:


 цитата:
при делании какого-либо доброго дела Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Духа Святого, и притом, как сказано, “не в меру бо дает Бог Духа Святаго, Отец бо любит Сына и все дает в руце Его”.

- три.

цитата:


 цитата:
Так в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели только средства к стяжанию Духа Божиего.

-- это четыре (включает почти весь комплекс средств для стяжания Духа Святого)

Пока столько цитат



Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 141
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Беларусь, Минск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 15:41. Заголовок: http://jpe.ru/gif/s..




Я только вчера прочитал беседу Серафима Саровского с Н.Н. Мотовиловым. И сегодня забежал на работу, зашел на форум -- и вижу ее содержание здесь.

Также сегодня утром прочитал Акафист Серафиму Саровскому. По делам надо было быть около храма в его честь. Был на Литургии. Помолился перед иконой Святого, поставил свечу. Участвовал в Крестном ходе, поскольку мужиков было всего три. Нес хоругвы.

А прочитал беседу в книге К.В. Зорина "Что такое "наследственная порча".


Автор книги пишет, что до конца эта беседа нерасшифрованная и понять ее трудно. Однако среди тех, кто ссылается на данную беседу и принимает ее безксловно -- святитель Игнатий (Брянчанинов), праведный Иоанн Кронштадский, священномученик Серафим (Чичагов), блаженные угодницы Дивеевской обители, оптинские старцы, преподобный Иустин (Попович), отец Павел Флоренский.

Зорин рассматриает беседу с точки зрения создания Богом человека. И выделяет следующее:


 цитата:
"Адам не мертым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям... Если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Духа Святого... то Адам, как бы он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, все таки пребывал неимущим внутри себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был подобен всем прочим созданиям. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и "Адам бысть душу живу", то есть во всем Богу подобную и такую как и Он, на веки веков бессмертную".



Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 58
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 17:00. Заголовок: Можно ли стяжать Свя..


Можно ли стяжать Святой Дух, например, моя у себя дома посуду? Подметая во дворе? Совершая тысячи других вроде бы не богоугодных дел?

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 145
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Беларусь, Минск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 17:39. Заголовок: http://jpe.ru/gif/..






 цитата:
Можно ли стяжать Святой Дух, например, моя у себя дома посуду? Подметая во дворе? Совершая тысячи других вроде бы не богоугодных дел?




Как сказать? Я вот подменял грузчика в магазине. и так заработался, что чувствовал себя очень прекрасно. В таких случаях говорят: Душа пела.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 986
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 17:43. Заголовок: Кевин


Если в уме и сердце держишь постоянно Христа, то можно, имхо. И если любое действие - себе ли, другому ли в помощь - считать сделанным во славу Божию. Знаешь, многие очень образованные верующие, -мужчины, кстати, так сегодня и говорят, когда их благодарят, - "Во славу Божию!".

-------
Совершая тысячи других вроде бы не богоугодных дел? Но ведь дело делу рознь. Нельзя сравнить дела для твоих близких и животных, которые без твоих забот погибнуть могут, с делами для ублажения себя. Чистота посуды, двора, квартиры - это необходимость: человек, живущий в нечистоте, ленивец...
Значит, мыть, подметать, обслуживая себя или также и всю семью, - хорошее дело. А разве святые отшельники-монахи в своих пещерах и кельях разводили грязь?



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 987
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 17:45. Заголовок: Кевин


Во, как Володя наш здорово тебе ответил!
Володя вообще - наше солнышко по чистоте души своей, такой искренней и честной!
Ой, не буду захваливать, чтобы В. не тщеславился...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 59
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.09 18:29. Заголовок: Юлия пишет: Если в ..


Юлия пишет:

 цитата:
Если в уме и сердце держишь постоянно Христа, то можно, имхо. И если любое действие - себе ли, другому ли в помощь - считать сделанным во славу Божию.


С этим полностью согласен. Любые дела становятся стяжанием Святого Духа, если ты НЕПРЕСТАННО предстоишь Христу. Это то самое состояние, которого человек достигает в созерцательной молитве. Ум уже не блуждает, не парит, а полностью сосредоточен на Боге. Любая малость, сделанная в этом состоянии, умножается и идет в зачет. И наоборот, даже "серьезные добродетельные поступки", вне предстояния Христу, являются малостью.

Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 988
Зарегистрирован: 12.05.08
Откуда: Россия
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.09 08:55. Заголовок: Кевин


А я нашла небольшое наставление Антония Великого:

"Благодать Духа Божия преимущественно дается тем, которые от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни в чем не уступать врагу. Впрочем, Святой Дух призвавший их, сначала все делает для них легким, чтобы поощрить и утешить вступающих в подвиг покаяния, а потом показывает им всю трудность добродетельного пути. Помогая им во всем, Он учит их, как нести труды покаяния, и полагает им пределы и образ как в отношении к телу, так и в отношении к душе, пока не приведет их к совершенному обращению к Богу (Ант. Вел.)"

Да и еще у кого-то из святых отцов читала, что большинству новоначальных дается ни за что (без особых с их стороны трудов) благодать (Святой Дух), чтобы они почувствовали, как это сладостно и прекрасно... а потом отнимается, чтобы, изведав уже - какова она, тянулись к ней уже сознательно.


Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 60
Зарегистрирован: 31.08.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.09 09:35. Заголовок: Юлия пишет: Да и ещ..


Юлия пишет:

 цитата:
Да и еще у кого-то из святых отцов читала, что большинству новоначальных дается ни за что (без особых с их стороны трудов) благодать (Святой Дух), чтобы они почувствовали, как это сладостно и прекрасно... а потом отнимается, чтобы, изведав уже - какова она, тянулись к ней уже сознательно


Так и есть. Ощутить благодать в первый раз довольно просто - надо лишь немного веры, искреннего покаяния. Но потом благодать уходит, остается лишь память о ней. Главная ошибка в этот момент - стремление снова испытать все эти благодатные ощущения. Чем больше к ним стремишься, тем дальше они от тебя будут. И наоборот, стоит человеку снова сосредоточиться на главном - вере, любви, покаянии... , как благодать, через какое-то время, возвращается. Но при этом каждое очередное отпадение от Бога и лишение благодати удлиняет очередное возвращение в несколько раз. То есть каждый новый раз усилий приходится затрачивать раза в два больше предыдущего.

Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 162
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.09 10:24. Заголовок: Кевин


Kevin пишет:


 цитата:
То есть каждый новый раз усилий приходится затрачивать раза в два больше предыдущего.



весь пост + 100

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 334
Зарегистрирован: 22.06.08
Откуда: Беларусь, Минск
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.10 12:14. Заголовок: Сегодня православны..



Сегодня православные почитают преподобного Серафима Саровского. О его значении и величии, удмается, говорить не приходится.

Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Серафим Саровский не стал сразу святым, не творил сразу чудеса. К такому шел постепенно, усердно работая. И стояние на камне -- одно из его усердий.

Вчера мой знакомый на службе в честь преподобного заметил, что в нынешние времена Серафим Саровский не стал бы святым, его посчитали бы психиечески больным и отправили бы в психиатрическую больницу.

А я задумался: действительно, могли бы запросто отправить. Попробуй поселиться отшельником, не пускать к себе никого... А еще стоять на камне!

В позапрошлом году был во возрождающемся монастыре на Могилевщине -- в 500 метрах начинается Россия. Мне рассказывали. как сюда пришли монахи. "Они спали на земле, -- рассказывали мне, -- потом соорудили деревянные тапчаны!". На мое замечание, что для монахов ничего удивительного в таком нет, ответили, что это ненормально. В общем, местные власти привезли им кровати, помогли отремонтирвоать помещение и заасфальтировали дороги. Но на монахов по-прежнему смотерят, как на ненормальных.

Не потому ли теперь святых мало?

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 464
Зарегистрирован: 06.06.08
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.10 11:25. Заголовок: Владимир пишет: Не ..


Владимир пишет:

 цитата:
Не потому ли теперь святых мало?


Володя, хороший вопрос. А я поначалу и не заметил, уж извини! Все вверху пишем - как влипнем в одну тему, так и все в ней, а что есть вокруг - вверху или внизу, внимания не обращаем. Надо учесть!

Не знаю пока, как и ответить. И так, и не так. Сидел на камне, ушел от всех....но получил же дары Духа - сколько чудес от него было! До сих пор люди в Дивеево ездят и исцеляются и ездить будут. а я там увы, не был...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 159
Зарегистрирован: 06.07.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.10 11:41. Заголовок: Юлия


Юлия пишет:

 цитата:
Если в уме и сердце держишь постоянно Христа, то можно, имхо.


И это самое-самое главное! Как я согласна с этим, ты и представить не можешь...
Как раз то самое, о чем мы постоянно забываем. А Христос, он рядом, если и пока он еще не в нашем сердце...

И тема эта - очень для нас важная!:)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет